Франц Шуберт

(1797—1828)
Франц Шуберт

Первый композитор-романтик, открывший это направление для своих последователей, но так и не оцененный при жизни.

Франц Шуберт родился в 1797 г. в предместье Вены — Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано, и вскоре он уже принимал участие в домашнем исполнении струнных квартетов. Франц обладал не только абсолютным слухом, но и прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре — ему доверяли трудные сольные партии. Когда Францу исполнилось 11 лет, его определили в конвикт — школу подготовки церковных певчих.

Здесь редкие музыкальные дарования мальчика были замечены и оценены по достоинству. В школьном ученическом оркестре он играл в группе первых скрипок, а иногда даже исполнял обязанности дирижера. Именно здесь, в конвикте, Шуберт познакомился с симфоническими произведениями различных жанров (симфониями, увертюрами), квартетами, вокальными сочинениями; узнал музыку Моцарта и Бетховена, в которую влюбился на всю жизнь.

Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения — фантазия для фортепиано и несколько песен. Выдающиеся способности мальчика привлекли внимание знаменитого придворного композитора Сальери, и он взял Шуберта в ученики. Франц занимался с Сальери около года.

Однако отца Франца тревожило столь сильное увлечение мальчика музыкой. Профессия музыканта в большинстве случаев не могла обеспечить безбедное существование, путь к славе долог и тернист, и пробиваются к ней единицы. Зная все это, отец хотел уберечь своего сына от подобной участи. В наказание за чрезмерное увлечение музыкой он даже запретил ему в праздничные дни бывать дома. Но никакие запреты не могли помешать Францу заниматься любимым делом: Шуберт решил порвать с конвиктом — не тратить драгоценное время на учебники и зубрежку, а целиком посвятить себя музыке.

28 октября 1813 г. он закончил свою первую симфонию ре-мажор. На последнем листе партитуры Шуберт написал: «Окончание и конец», то есть окончание симфонии и конец конвикту.

Однако надо было зарабатывать на жизнь, и Шуберт устроился помощником учителя (сейчас эту должность назвали бы учитель начальной школы). Он должен был обучать детей грамоте и счету. И именно в те три года, что он прослужил в этой должности, с 1814 по 1817 г., Шуберт написал множество произведений. Только в 1815 г. создано две симфонии, две мессы, две фортепианные сонаты, струнный квартет, четыре оперы и 144 песни. Одна из них — знаменитая баллада «Лесной царь», одно из лучших воплощений романтизма в музыке. История ее создания весьма характерна для Шуберта.

«Однажды, — вспоминает Шпаун, друг композитора, — мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали друга в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух «Лесного царя». Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова». Шуберт многое делал именно по наитию, в порыве вдохновения.

Работа учителя отнимала слишком много времени и сил. В конце концов, Шуберт решил оставить ее, и результатом этого решения была серьезная ссора с отцом.

Вся дальнейшая недолгая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг. Лишившись материальной поддержки семьи, испытывая большую нужду и лишения, он неустанно создавал одно произведение за другим.

Материальные невзгоды помешали ему жениться на любимой девушке. Он полюбил Терезу Гроб — девушку, которая пела в церковном хоре. Светловолосая, круглолицая, будто с выцветшими на солнце бровями и ресницами и следами оспин на лице, она казалась дурнушкой. Но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо Терезы преображалось, озаренное внутренним светом. Франц, руководивший хором, приметил её с первых же репетиций. Симпатия переросла в любовь, Тереза отвечала ему взаимностью. «Счастлив тот, кто находит истинного друга. Еще счастливее тот, кто найдет его в своей жене», — записал счастливый Франц в своем дневнике.

Но мать Терезы не собиралась отдавать ее за нищего композитора. Ее покойный муж, отец Терезы, владел маленькой шелкопрядильной фабрикой, и оставшееся после его смерти состояние госпожа Гроб хотела увеличить с помощью выгодного замужества Терезы.

А Тереза, воспитанная в подчинении старшим, даже в мыслях не допускала ослушания. Тихо проплакав до самой свадьбы, Тереза с опухшими глазами пошла под венец. Она стала женою кондитера и прожила долгую, однообразно-благополучную, серую жизнь, умерев на семьдесят восьмом году. К тому времени, когда ее свезли на кладбище, прах Шуберта уже давно истлел в могиле.

В течение нескольких лет (1817—1822) Шуберт жил поочередно то у одного, то у другого своего товарища. Некоторые из них (Шпаун и Штадлер) были друзьями композитора еще по конвикту. Позже к дружескому кружку присоединились музыкант и литератор Шобер, художник Швинд, поэт Майрхофер, певец Фогль и другие. Душой компании был Шуберт. Не слишком красивый на первый взгляд — маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт между тем обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых как в зеркале отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.

Во время встреч друзья, бывало, читали новые книги, стихи, горячо спорили, обсуждая прочитанное. И часто дружеские встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название «шубертиад». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, экспромтом сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. К сожалению, многие из них так и остались незаписанными. Неизменное восхищение друзей вызывали песни Шуберта, которые он часто сам исполнял. А нередко эти дружеские собрания превращались в загородные прогулки...

Но ни неустроенность быта, ни веселые дружеские собрания не могли отвлечь Шуберта от творчества, бурного, непрерывного, вдохновенного. Он работал систематически, изо дня в день. «Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую», — признавался композитор. По-прежнему Шуберт сочинял музыку необычайно быстро. В отдельные дни он создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. А если ее не было под рукой, писал на оборотной стороне меню, на обрывках и клочках. Нуждаясь в деньгах, он особенно страдал от недостатка нотной бумаги.

Музыка снилась Шуберту, и, просыпаясь, он тут же кидался к столу записать приснившуюся мелодию, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. На некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен!

В этот период жизни Шуберт пишет два замечательных произведения — «Неоконченную симфонию» и цикл песен «Прекрасная мельничиха».

«Неоконченная симфония» состоит не из четырех частей, как принято, а из двух. И дело совсем не в том, что Шуберт не успел дописать остальные две части. Он принялся было за третью — менуэт, как требовала того классическая симфония, но оставил свою затею. Симфония так, как она прозвучала, была полностью завершена, и все прочее оказалось бы лишним, ненужным. А если классическая форма требует еще двух частей — что ж, считал Шуберт, тогда надо поступиться формой.

Но истинным открытием для музыки стали песни Шуберта. Жанр, ранее считавшийся незначительным, он поднял до художественного совершенства. А сделав это, пошел дальше — ввел песенные мотивы в камерную музыку — квартеты, квинтеты, а затем и в симфоническую. Соединение того, что казалось несоединимым, миниатюрного с масштабным, малого с крупным, песенного с симфоническим — дало новое, качественно отличное от всего, что было раньше, — лирико-романггическую симфонию. Ее мир — это мир простых и интимных человеческих чувств, тончайших и глубоких психологических переживаний. Это исповедь души, выраженная не пером и словом, а звуком.

Песенный цикл «Прекрасная мельничиха» — яркое тому подтверждение. Шуберт написал его на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Цикл состоит из 20 отдельных песен. А все вместе они образуют единую драматическую пьесу с завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. Лирический герой цикла — странствующий подмастерье мельника. Хотя, собственно, в этом цикле два героя — юноша и ручей, вдоль которого он идет. Ручей живет своей жизнью, бурливой и напряженно-изменчивой. Шуберт первым из композиторов так персонифицировал стихию. В дальнейшем это стало характерным приемом романтиков.

В последние десять лет жизни Шуберт пишет симфонии, сонаты для фортепиано, квартеты; квинтеты, трио, мессы, оперы, массу песен и много другой музыки. Но при жизни композитора его произведения почти не исполнялись, а большая часть их так и осталась в рукописях. Не располагая ни средствами, ни влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои сочинения. Песни считались тогда пригодными лишь для домашнего музицирования, ни одна опера Шуберта не была принята к постановке, ни одна из его симфоний не была исполнена оркестром. Мало того: ноты его лучших Восьмой и Девятой симфоний были найдены лишь много лет спустя после смерти композитора. А песни на слова Гёте, посланные ему Шубертом, так и не удостоились внимания поэта.

Робость, неумение устраивать свои дела, нежелание просить, унижаться перед влиятельными лицами — эти черты характера Шуберта были также немаловажной причиной его постоянной нужды. Он не желал пойти ни в услужение к князю Эстерхази, ни в придворные органисты, куда его приглашали. Временами Шуберт не имел даже фортепиано и сочинял без инструмента.

И все же венцы узнали и полюбили музыку Шуберта. Это случилось благодаря выдающемуся певцу того времени Иоганну Михаэлю Фоглю, исполнившему песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора.

Необеспеченность, непрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Организм его был истощен. Примирение с отцом в последние годы жизни, более спокойная, уравновешенная домашняя жизнь уже не могли ничего изменить. В 27 лет композитор писал своему другу Шоберу: «...я чувствую себя несчастным, ничтожнейшим человеком на свете...» Это настроение отразилось и в музыке последнего периода. Если раньше Шуберт создавал преимущественно светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием «Зимний путь». Такого с ним еще не бывало. Он писал о страдании и страдал. Он писал о безысходной тоске и безысходно тосковал. Он писал о мучительной боли души и испытывал душевные муки. «Зимний путь» — это хождение по мукам, цикл, написанный кровью сердца.

В 1828 г. стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех, принес композитору большую радость и пробудил надежды на будущее. Но... конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Ослабевший организм не выдержал тяжелой болезни, и 19 ноября 1828 г. Шуберт скончался.

Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из 600 песен было напечатано около 200, а из двух десятков фортепианных сонат — только три.

Похоронили первого композитора-романтика на венском кладбище. На памятнике — надпись известного поэта того времени Грильпарцера (годом раньше он же написал надгробное слово Бетховену): Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, Но и несметные надежды.


Скачать бесплатно классическую музыку
Шуберта