Вольфганг Амадеи Моцарт

(1356-1391)
Вольфганг Амадеи Моцарт

Австрийский композитор, чья гениальность проявилась еще в ранние детские годы, автор бессмертных музыкальных шедевров, один из создателей венской школы классической музыки, умерший в нищете и погребенный, за недостатком средств, в общей могиле для бедных. Моцарт обобщил многовековой опыт композиторов различных стран, прежде всего австрийских, немецких, а также чешских, итальянских, французских. Творчество Моцарта — один из важнейших этапов в мировом развитии оперы, равно как и симфонии, концертной и камерной музыки. П. И. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка».

«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт», — восклицал А. Г. Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители».

Великий австрийский композитор родился в городе Зальцбурге (центре Зальцбургского архиепископства). Его отец, Иоганн Георг Леопольд Моцарт, работал придворным музыкантом в капелле архиепископа. Автор симфоний, ораторий, трио-сонат, опер, духовных сочинений, он был выдающимся педагогом и оказал огромное влияние на музыкальное развитие своего гениального сына, которого обучал композиции, игре на скрипке и клавесине. Леопольду Моцарту принадлежит «Опыт основательной скрипичной школы» — одно из лучших руководств по скрипичной игре XVIII в., переведенное на многие европейские языки, опубликованное в том числе и на русском под названием «Основательное скрипичное училище» (1804).

У Анны и Леопольда Моцартов было семеро детей, однако младенческий возраст пережили только двое — дочь Мария Анна, родившаяся 30 июля 1751 г., и сын Вольфганг, появившийся на свет 27 января 1756 г. Его рождение едва не стоило жизни матери, и очень не скоро она смогла оправиться от болезни, последовавшей за родами.

Отец рано начал заниматься с дочерью игрой на клавесине. Их занятия привлекали внимание трехлетнего мальчугана. Он мог подолгу сидеть за инструментом и развлекаться подбиранием терций. Найдя их, он с радостью повторял созвучия. Когда Вольфгангу было четыре года, отец, как бы затевая веселую игру, начал разучивать с ним некоторые пьесы. Очень скоро мальчик мог играть их с совершеннейшей чистотой и в строжайшем ритме. Тут же в нем пробудилось стремление к самостоятельному творчеству. Пятилетний Вольфганг сочинял маленькие пьесы, которые проигрывал отцу и просил записать их на бумаге.

Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился. К шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения на клавесине, овладел игрой на скрипке и органе. И отец, и его друзья-музыканты не уставали удивляться столь невероятно быстрому развитию ребенка.

Придворный музыкант Леопольд Моцарт мечтал, чтобы жизнь его сына Вольфганга была иной, чем у него самого — не такой тяжелой и однообразной, не такой беспросветной. Несмотря на его непосильную работу и близость к блестящему двору архиепископа, семья Моцартов жила более чем скромно, зачастую не имея средств расплатиться с долгами. Рано созревший талант сына вселял в отца надежды о лучшем устройстве жизни семьи. Отпросившись в отпуск, отец решает везти мальчика и его талантливую сестру в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир!

Сперва они посетили Мюнхен и Вену, а затем Париж и Лондон. В Лондоне Вольфганг близко познакомился с известным музыкантом Иоганном Христианом Бахом, младшим сыном великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Несмотря на малолетство своего нового знакомого, Бах вел с ним длительные беседы о музыке, знакомил со своими произведениями и творчеством великих мастеров настоящего и прошлого, играл с Моцартом в четыре руки; кроме того, оба они импровизировали.

Больше года прожила семья Моцарта в Лондоне, и за это время дети дали более десятка концертов как для широкой публики, так и в королевском дворце. Получив приглашение из Голландии, Моцарты посетили Гаагу, Амстердам и другие города. Девять месяцев они провели в Голландии. За это время Моцарт написал серию новых произведений; среди них одна симфония, шесть сонат для клавесина й скрипки, сборник клавесинных каприччо.

Концерты проходили с триумфом. Программа Вольфганга поражала разнообразием и трудностью. Маленький виртуоз играл на клавесине один и в четыре руки с сестрой. Не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и органе. Импровизировал (одновременно сочинял и исполнял) на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения. Слава летела впереди него. Вольфганга называли «чудом XVIII века».

Занимала знатную публику и внешность маленького виртуоза. Мальчик был мал ростом, худенький, бледный. Одетый в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, в завитом и напудренном парике, как того требовала мода, он походил на волшебную куклу. Ради забавы слушатели заставляли ребенка играть по клавишам, закрытым полотенцем или платком, исполнять трудные пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг улавливал разницу между интервалами в одну восьмую тона, определял высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете.

Все это было очень утомительно, тем более что концерты в то время длились по четыре-пять часов. И все же отец старался продолжать образование своего сына. Он знакомил его с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил на концерты, в оперу, занимался с ним композицией. В Париже Вольфганг написал свои первые сонаты для скрипки с фортепиано, а в Лондоне — симфонии, исполнение которых принесло ему еще большую славу. Маленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу. Прославленная, счастливая, но уставшая семья Моцартов возвратилась в родной Зальцбург. Шел 1766 год...

Однако отдых длился недолго. Леопольд Моцарт понимал, что даже самый блестящий успех преходящ, и хотел закрепить завоеванные позиции. Вскоре он принялся готовить сына к новым выступлениям. Начались усиленные занятия композицией, работа над концертными программами.

Между тем поступали многочисленные заказы на новые произведения, и Вольфганг наравне со взрослыми усиленно сочинял музыку. Венский оперный театр заказал ему комическую оперу «Мнимая простушка», и он с успехом справился с этим новым для него сложным жанром. Репетиции с артистами театра предвещали успех. Но, несмотря на настойчивые хлопоты отца, первое оперное произведение Моцарта не было поставлено на венской сцене...

Вольфганг тяжело переживал свою первую неудачу. Ему было всего двенадцать лет, а на его судьбе уже начинала сказываться зависть музыкантов. Для них Вольфганг перестал быть чудо-ребенком. Он превратился в серьезного соперника — прославленного композитора. Завистники боялись померкнуть в лучах его славы. Кроме того, он отнимал у них заказы, то есть деньги.

Отец был уверен, что если Вольфганг покорит своим необыкновенным талантом родину оперы и завоюет сердца итальянцев, он найдет себе достойное место в жизни. И они едут в Италию — на этот раз вдвоем.

Затри года (1770—1773) отец и сын посетили крупнейшие города этой страны — Рим, Милан, Неаполь, Венецию, Флоренцию. Второй раз в своей жизни Вольфганг, теперь уже четырнадцатилетний музыкант, переживал триумф. Его концерты проходили с потрясающим успехом. Слушателей поражали сложность и разнообразие его программы. Мальчик выступал как клавесинист-виртуоз (особенно изумляла всех необычайная подвижность его левой руки), как аккомпаниатор и скрипач. Казалось, нет в области музыки такой задачи, которую он не мог бы решить.

Кроме того, в церквах, монастырях и соборах Моцарт играл на органе. Его концерты собирали такое огромное число слушателей, что приходилось силой помогать ему прокладывать дорогу к стулу органиста.

В 1770 г. он дирижирует исполнением своей оперы-сериа «Митридат, царь Понта» (по Ж. Расину) в Миланском оперном театре, крупнейшем театре мира, известном своими прославленными певцами. Это сложное произведение, заказанное ему театром, было написано за полгода. Опера шла двадцать раз подряд с неослабевающим успехом. В результате Моцарт получил заказ на новую оперу («Люций Сулла»).

В Риме произошел казус, еще раз поразивший итальянцев. Прослушав в Сикстинской капелле исполнение многоголосного хорового произведения, Моцарт записал его, вернувшись домой. Очевидно, при его фантастически тонком слухе и гениальной музыкальной памяти ему это было не сложно. Однако произведение считалось собственностью церкви! Оно исполнялось всего два раза в год, и выносить ноты из храма или переписывать было запрещено под страхом сурового наказания. Но перед чудесным даром музыканта отступила и строгая церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не списывал их, он всего лишь запомнил!

Избрание Вольфганга в члены Болонской филармонической академии явилось еще более необычным фактом его жизни. Этому предшествовало специальное испытание — он должен был в присутствии известного итальянского теоретика и композитора падре Мартини за полчаса написать весьма трудное многоголосное сочинение. Гениальный мальчик справился с этим и стал самым юным членом академии за все время ее существования...

В Италии Моцарт расширил и обогатил свои знания. Он изучал живопись и скульптуру, присматривался к жизни и быту итальянцев. Но, конечно, больше всего он интересовался музыкой. Его симфонии, оперы и многие другие произведения, написанные как тогда же, в Италии, так и позже, свидетельствуют о том, что юный композитор очень глубоко проник в характер и склад итальянской музыки.

Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование. Его сыну не придется вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где нет даже оперного театра, где музыкальные интересы так ограничены!

Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Имя молодого музыканта было у всех на устах, однако все попытки найти работу в Италии оказались безуспешны. Никто из важной и всесильной знати не мог оценить по-настоящему гениального юношу — как когда-то и чудо-ребенка... Итальянцев настораживала самобытность дарования Моцарта, серьезность и вдумчивость его музыки, отступление от традиций, потакающих привычным вкусам.

Игрушки быстро надоедают, забавы прискучивают, увлечения проходят... Вот и Моцарт был скоро забыт. Трудное, но счастливое детство и юность кончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.

Пережитая громкая и блестящая слава делала обратный путь еще более безрадостным.

Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. Старый князь, снисходительно относившийся к долгим отлучкам Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга архиепископ Иероним граф Колоредо был властным и жестоким человеком. От своих слуг Колоредо требовал полного подчинения. В юном музыканте, которого он тоже считал своим слугой и назначил дирижером своего оркестра, граф сразу почувствовал независимость мыслей и нетерпимость к грубому обращению, однако пользовался любым поводом, чтобы унизить юношу.

Понимая безвыходность положения, старый Моцарт уговаривал сына смириться. Вольфганг не мог этого сделать. Положение слуги его оскорбляло. Кроме того, граф требовал от него сочинения церковной музыки и множества мелких развлекательных произведений.

Это отнимало время и силы, а он мечтал о сочинении оперы, о жизни, насыщенной интересной, серьезной музыкой, о чутких, отзывчивых слушателях.

Наконец, с величайшим трудом получив отпуск, Вольфганг едет вместе с матерью в Париж. Ему уже 22 года. Неужели и во Франции не захотят вспомнить чудо-ребенка? Тем более за эти годы так вырос и окреп его талант. Им написано уже около трехсот произведений в самых различных жанрах. Он заслужил признание в самой Италии!

Увы — в Париже тоже не нашлось места Моцарту. Его попытки получить заказ на оперу или хотя бы дать концерт не увенчались успехом. Он зарабатывал на жизнь, давая грошовые уроки музыки. Вдобавок ко всему, не перенеся лишений и тревог, заболела и умерла мать. Моцарт был в отчаянии. Что делать? Куда идти? Впереди ожидали еще большее одиночество и ненавистная служба в Зальцбурге.

Творческим результатом поездки в Париж были пять замечательных сонат для клавесина, в которых сказались вся сила и зрелость таланта их создателя.

В течение 1775—1777 гг., вновь проведенных в Зальцбурге, Моцарт кроме многочисленных духовных сочинений, заказанных архиепископом, и серенад для музицирования в частных домах написал большое количество сольных концертов. Среди них особенно выделяются скрипичные и фортепианные концерты с оркестром. Громадной популярностью пользуются ля-мажорный и ре-мажорный скрипичные концерты, поражающие смелостью, яркой образностью, красотой тематического материала, изяществом и стройностью формы.

Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой. Архиепископ запрещал ему даже выступать в концертах без своего разрешения. Чтобы еще больше унизить всемирно известного музыканта, он заставлял его обедать вместе со слугами в людской, где композитор должен был сидеть выше лакеев, но ниже поваров. А в это время в Мюнхене с шумным успехом шла новая опера Моцарта «Идоменей, царь Крита»...

Успех «Идоменея» окончательно утвердил Моцарта в его давнишнем стремлении освободиться от унизительного положения придворного музыканта и самодурства своего господина. Он подал заявление об увольнении. Архиепископ не только ответил отказом, но и осыпал Моцарта потоком оскорблений. Моцарт вторично принес заявление: когда он пришел за ответом, обер-камергер архиепископа граф Арко вытолкал его за дверь. В течение нескольких Дней Моцарт был близок к сумасшествию... В конце концов, в 1781 г. Моцарт оказался в Вене, где и прожил до конца своих дней. «Счастье мое начинается только теперь», — писал он отцу. Так началось последнее десятилетие жизни Моцарта, годы наивысшего расцвета его таланта.

Здесь композитор встретил свою любовь. Его избранницей стала Констанца Вебер, веселая, жизнерадостная и привлекательная девушка. Дружеские отношения Вольфганга и Констанцы быстро переросли во взаимную любовь. Чувство Моцарта подогревалось совпадением имени его невесты с именем главной героини оперы, над которой он работал в этот период.

В Вене, как и повсеместно, в Австрии, усиленно насаждалась итальянская музыка. Это была мода знати, противоречившая народным вкусам. Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора, и вот по заказу Немецкого театра в Вене Моцарт создает комическую оперу «Бельмонт и Констанца, или Похищение из сераля». Опера была восторженно принята слушателями. Только императору она показалась слишком уж сложной. «Ужасно много нот, мой милый Моцарт», — недовольно сказал он композитору. «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество», — с достоинством ответил Моцарт.

Однако любовь самого Моцарта столкнулась с неожиданным препятствием — ни отец Вольфганга, ни мать Констанцы не хотели этого брака. В итоге в августе 1782 г. Моцарт был вынужден взять невесту увозом и тайно с ней обвенчаться.

Сюжет «Похищения из сераля» типичен для оперы XVIII в., но ни в одном произведении того времени не встречалось столь мягкой и тонкой музыкальной характеристики чувств героев, глубокого проникновения в их психологию, такой задушевности и поэтичности в воплощении лирических образов и такого остроумия и юмора в подаче комических персонажей, как в опере Моцарта.

Начальный период жизни в Вене складывался для Моцарта тяжело. Не имея ни постоянного заработка, ни поддержки со стороны родных и близких, потеряв былые связи, он вынужден был работать до изнеможения: сочинять, давать уроки, выступать. К этому примешивалось беспокойство об отце и сестре. Он хотел бы им помочь, но как?

Успех «Похищения из сераля» снова открыл Моцарту двери дворцов и салонов венской знати. Он быстро познакомился с известными европейскими музыкантами, его признали меценаты. Произошла их встреча с Гайдном. В знак глубокого уважения к музыкальным заслугам своего старшего современника Моцарт посвятил ему шесть квартетов. Гайдн был одним из немногих, кто по-настоящему понял и оценил талант Моцарта. «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда-либо слышал» — такие слова сказал однажды Гайдн отцу Моцарта.

В те времена в Вене была модной инструментальная музыка — симфоническая и камерная. За годы между созданием «Похищения из сераля» и «Свадьбы Фигаро» (1782—1786) Моцарт пишет большое количество концертов для разных инструментов, клавирных сонат и фантазий, квартетов и других камерных ансамблей.

«Свадьба Фигаро» написана в традициях оперы-сериа. Однако по музыкально-драматическим новаторским принципам она представляет собой новое явление в истории музыкального театра XVIII в. Развивая принципы, которые уже были намечены в более ранних операх и реализованы в «Похищении из сераля», Моцарт создал реалистическую комедию, в которой каждое действующее лицо имеет свою индивидуальную богатую и многогранную музыкальную характеристику, постепенно раскрывающуюся на протяжении всей оперы в зависимости от сценической ситуации.

1 мая 1786 г. в Вене состоялась премьера. Вначале публика встретила «Свадьбу Фигаро» восторженно, но неодобрение императора и придворных кругов сказалось на судьбе оперы: как и «Похищение из сераля», она после нескольких представлений была исключена из репертуара Венского театра. Но, несмотря на это, музыка «Свадьбы Фигаро» приобрела огромную популярность. Она буквально шагнула с подмостков на улицы, влилась в толпу. Знаменитая ария Фигаро «Мальчик резвый» распевалась жителями Вены повсюду — в кабачках и ресторанах, в садах и парках.

Между тем жизнь Моцарта не становилась легче. Он безуспешно хлопотал о службе, а добываемые уроками средства едва позволяли свести концы с концами ему самому и его семье — жене и детям.

К счастью, «Свадьба Фигаро» с громадным успехом была поставлена в Праге. Она вошла в постоянный репертуар оперного театра, а дирекция предложила автору написать для них оперу на сюжет по собственному выбору. Это было очень выгодное предложение, и Моцарт немедленно согласился.

Пребывание в Праге было счастливым. Там его ценили и понимали, он много и с успехом выступал, слушал чешскую народную музыку, с большим увлечением работал над оперой «Дон Жуан». Премьера оперы в Праге состоялась 29 октября 1787 г. и вызвала восторг не только публики, но даже исполнителей.

Это в высшей степени оригинальное произведение нельзя отнести к какой-либо определенной жанровой категории. «Дон Жуан» представляет собой синтез и взаимопроникновение высокой музыкальной трагедии оперы-сериа. Сам Моцарт называл ее «веселая драма», тем самым желая подчеркнуть драматическую сущность оперы.

В мае 1788 г. «Дон Жуан» был поставлен в Вене. Там его приняли довольно холодно.

Вернувшись в Вену и снова оказавшись в весьма затруднительных материальных условиях, Моцарт начинает подумывать о том, чтобы вообще покинуть Австрию — его манят поиски возможностей для широкой и свободной артистической деятельности. Чтобы удержать его, император Иосиф II предоставил ему в конце 1787 г. (после смерти К. В. Глюка) должность придворного композитора (камермузикус). Однако обязанности Моцарта сводились к сочинению танцев для маскарадов.

В течение лета 1788 г. Моцарт написал три последние и величайшие симфонии. Симфония ми-бемоль мажор проникнута танцевальными ритмами и интонациями. Лирико-драматическая симфония соль минор — самая популярная из симфоний Моцарта — по своей задушевности и лирической взволнованности представляет собой уникальное явление в симфонической музыке XVIII в. и предвосхищает многое в романтическом симфонизме XIX в. Монументальная симфония до мажор, получившая название «Юпитер», сочетает сонатную форму с тройной фугой. Ее грандиозный финал демонстрирует поразительное полифоническое мастерство композитора.

Материальное положение семьи Моцарта не улучшилось. Напряженная работа, постоянные материальные трудности угнетали, приводили в отчаяние великого композитора и постепенно подтачивали его здоровье. Чтобы облегчить свое положение, Моцарт предпринимал концертные турне, но они приносили мало дохода. Заказов на оперу давно не было.

Лишь однажды ему поручили написать оперу-буффа (то есть комическую оперу) на занимательный сюжет из светской жизни «Все они таковы, или Школа влюбленных» (либретто Л. да Понте). А летом 1791 г. по случаю коронования Леопольда II королем Чехии в напыщенно-роскошной обстановке была представлена опера-сериа Моцарта «Милосердие Тита» (текст по П. Метастазио). Она встретила холодный прием. В творчестве Моцарта обе эти оперы занимают второстепенное место.

Последняя опера Моцарта «Волшебная флейта» — одно из величайших его созданий. Моцарт начал работу над «Волшебной флейтой» по предложению своего антрепренера и друга Э. Шиканедера, желавшего постановкой оперы на сказочно-волшебный сюжет поправить свои пошатнувшиеся дела.

Опера представляет собой философскую сказку; в музыке ярко противопоставляются образы света и тьмы, психологически тонко выражены чувства любящих друг друга Тамино и Памины; не менее ярки простодушно-комедийные образы Папагено и Папагены — подлинных персонажей австрийско-немецкого народного театра. В «Волшебной флейте» персонажи сказки становятся живыми людьми, наделенными конкретными индивидуальными чертами.

Премьера «Волшебной флейты» состоялась незадолго до смерти Моцарта.

Еще до окончания работы над оперой при довольно странных обстоятельствах, казавшихся долгое время загадочными, Моцарт получил заказ на «Реквием». К нему явился человек, одетый в черное, заказал создание произведения и скрылся. Моцарт его больше не видел. Это посещение произвело на композитора гнетущее впечатление: давно уже испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смерти. Позднее все объяснилось: странный посетитель оказался слугой графа Вальзегга цу Штуппаха, имевшего обыкновение заказывать нуждающимся композиторам различные работы, покупать их за бесценок и издавать под своим именем. Так он собирался поступить и с «Реквиемом» Моцарта.

Моцарт принялся за «Реквием», свое последнее произведение, с лихорадочной поспешностью. Однако закончить его не удалось: работу прервала смерть. Используя оставшиеся эскизы и черновые записи, «Реквием» завершил ученик Моцарта Ф. Зюсмайер.

«Реквием», написанный на традиционный латинский текст заупокойной мессы, выходит за рамки богослужебного культа. Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: драматизм душевных конфликтов, стихийную, грандиозную картину Страшного суда, великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека...

Моцарт скончался в ночь с 4-го на 5-е декабря 1791 г. (на тридцать шестом году жизни). За несколько часов до смерти он напевал песенку Папагено «Известный всем я птицелов» из «Волшебной флейты». Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается некоторыми музыковедами. Но документальные доказательства этой версии отсутствуют.

Похороны Моцарта были весьма печальны. Из-за отсутствия денег у его осиротевшей семьи великий композитор был похоронен в общей могиле для бедных, и точное место его погребения до сих пор неизвестно.


Скачать бесплатно классическую музыку
Моцарта