Чайковский Петр Ильич
1840-1893

(2 стр. Продолжение...)

В характере развертывания мелодии также связь с народной песенностью. Звенья мелодии непринужденно, как бы импровизационно вытекают одно из другого — слышишь, как рождается песня. Чайковский глубоко чувствовал и умел выявлять красоту и своеобразие форм народного творчества с их импровизационной свободой, гибкостью дыхания...

Сам темп главной партии соль-минорной симфонии — спокойный, но быстрый — отличает ее от протяжной песни...

...Раздолье, порой, задумчивое погружение в грезы выражено в неторопливом развертывании широкой песенной мелодии. И вместе с тем щемящее чувство тоски, устремленность, заставляющие вспомнить некрасовские строки, взятые Чайковским в качестве эпиграфа к пьесе «На тройке»:

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

В особой, настороженной тишине этой музыки, ее глухо нарастающих тревожных ритмах выражены силы, готовые прорваться неистовой «веселостью» русской метели или самозабвенным порывом души. Особенности жанра Первой симфонии определяются характером всего ее цикла, в частности типом ее медленной части — Адажио кантабиле... Хотя Адажио имеет подзаголовок «Угрюмый край, туманный край», но в этой свирельно-певучей музыке нет угрюмой суровости. Подобно Левитану, Чайковский выражает печаль северного пейзажа не густыми, мрачными, а лирически светлыми красками... Есть и другой психологический мотив в этой музыке. В ней сливаются воедино характер природы и переживания человека, как бы объединенные общей тоской — о тепле, о солнечном приволье жизни.

Николаева Н.

По общему настроению эта III часть тонко перекликается с пушкинским «Зимним вечером». Написанная более светлыми красками, без той острой душевной боли, за которой в пушкинских строках угадывается личная драма поэта, эта музыка отличается таким же проникновением в мир народных поэтических образов, выражением уюта и печали одиноких зимних вечеров:

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Сквозь шутливую веселость этого Аллегро скерцандо, как и в стихах Пушкина, проступает сердечная тоска.

Николаева Н.

К финалу Первой симфонии как нельзя более подходит характеристика, данная Б. В. Асафьевым: «...там, где он Чайковский касается улицы, города или деревни, он становится грубым, но ярким художником-реалистом, приближаясь к передвижникам». Бытовизм этого финала сказывается в самом тематизме — Чайковский использует здесь народную песню «Цвели цветики» в бытовом улично-городском варианте (особенно характерна в этом смысле концовка темы).

В «Зимних грезах» определяются уже многие характерные черты симфонизма Чайковского.

Николаева Н.

Увертюра «Ромео и Джульетта»

Позднею весной 1869 года М. А. Балакирев приехал в Москву и поселился на Воздвиженке, в двух шагах от консерватории, помещавшейся тогда на той же улице, и мы часто виделись... М. А. Балакирев, Чайковский и я были большими любителями длинных прогулок пешком и совершали их иногда вместе. Помнится, что на одной из подобных прогулок М. А. предложил Чайковскому план увертюры «Ромео и Джульетта», по крайней мере, у меня воспоминание об этом связывается с воспоминанием о прелестном майском дне, лесной зелени и больших соснах, среди которых мы шли. М. А. уже знал до известной степени характер таланта Чайковского и находил, что предложенный сюжет вполне для него подходит...

Кашкин Н.

Чайковский писал «Ромео и Джульетту» с необыкновенным энтузиазмом и вдохновением. Тема увертюры была тесно связана с «генеральной линией» его творчества. Центральная идея «Ромео и Джульетты» — победа любви над враждой...

Трагедия Шекспира была близка натуре Чайковского как художника-гуманиста, борца за освобождение личности...

...Конкретное содержание трагедии Шекспира, рельефно очерченные характеры, развитие фабулы, ситуации — все это оказало большое воздействие на творческий процесс Чайковского... В «Ромео и Джульетте» впервые с полной ясностью выявился тот своеобразный метод создания музыкального произведения, связанного с определенным литературным первоисточником, который характерен почти для всего программно-симфонического творчества Чайковского.

Туманина Н.

«Я нахожу, что вдохновение композитора-симфониста может быть двоякое: субъективное и объективное. В первом случае он выражает в своей музыке свои ощущения радости, страдания, словом, подобно лирическому поэту, изливает, так сказать, свою собственную душу. В этом случае программа не только не нужна, но она невозможна. Но другое дело, когда музыкант, читая поэтическое произведение или пораженный картиной природы, хочет выразить в музыкальной форме тот сюжет, который зажег в нем вдохновение».

Из письма к Н. Ф. фон Мекк.

Чайковский П.

В обобщенном выражении идеи и образов Шекспира выявился симфонизм Чайковского. Это вовсе не было завоеванием «жанров» чужих искусств, потому что не жанр, а темы, содержание, идеи симфонизовались. Не драму Шекспира как произведение «соседнего» или родственного искусства брали Берлиоз, Чайковский, Верди, а шекспировское, потому что в Шекспире закрепилось великое содержание, великие конфликты.

Асафьев Б.

В увертюре развиваются три темы: хорал медленного вступления, тема вражды (главная партия) и тема любви (побочная партия).

Туманина Н.

О теме любви увертюры много писали, начиная с современников Чайковского. Римский-Корсаков отмечает в «Летописи», что весь балакиревский кружок был восхищен «певучей темой увертюры Чайковского». Он называет тему любви одной из самых лучших в русской музыке: «До чего она вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки...» Балакирев в письме к автору находил в ней «негу и сладость любви», Кюи называл любовные темы «превосходными», Ларош написал, что тема побочной партии «принадлежит к тем неотразимо чарующим напевам, от действия которых не может освободиться слушатель, каково бы ни было направление его вкуса или настроение его духа». Глазунов считал, что «так выразить беззаветную любовь юной четы, как про это пропел, а не сочинил Чайковский в «Ромео», никому из композиторов не удалось».

Туманина Н.

Увертюра «Франческа да Римини»

К группе произведений, написанных, по словам самого П. И. Чайковского, «по собственной инициативе, вследствие непосредственного влечения и неотразимой внутренней потребности», принадлежит... симфоническое произведение, написанное в 1876 году,— фантазия «Франческа да Римини». Толчком к ее созданию было чтение «Божественной комедии» Данте в издании, украшенном иллюстрациями Гюстава Доре. Чайковский перечитал песнь V «Ада», где изложена печальная история Франчески да Римини. Это было в поезде по дороге из Монпелье в Париж в июле 1876 года...

Чайковский... прочел V песню «Ада» как трагедию загубленной жизни Франчески и Паоло, его поразил драматизм ужасного возмездия за недолгое счастье. Мысль Данте, особенно близкая Чайковскому,

...Нет большей скорби,
Как вспоминать о времени счастливом
В несчастье...
глубоко трогала композитора.

...Его привлек глубокий гуманизм Данте. Не кающейся грешницей выступает Франческа у Чайковского, а жертвой жестокого уклада жизни, удушающего всякое проявление человеческого чувства... Как и в работе над «Ромео и Джульеттой», Чайковский, сочиняя «Франческу», не пошел по пути иллюстрации музыкой сюжета Данте. Он создал трагедийную симфоническую концепцию... Форма «Франчески» иная, чем в «Ромео», что можно объяснить несколькими причинами. Контраст здесь доведен до крайней степени: кончается повествование, в котором была обрисована картина страдания грешных душ в аду, и начинается другое, переносящее в мир человеческих чувств... Во «Франческе» он избрал трехчастную форму с самостоятельной средней частью... Лирические образы становятся глубоко трагическими.

Туманина Н.

Обычно принято называть две темы, служащие основой крайних разделов средней части фантазии, «темой рассказа» и «темой любви». Первая тема... лирико-повествовательная; в ее трогательно искренних интонациях чувствуется близость к русской народной песне, что сознавал и сам композитор. Тема рассказа Франчески принадлежит к лучшим у Чайковского...

Повествовательный тон мелодии связан и с единым типом ритмического развития мелодии...

Как и другие темы любви, она протяженна, проникнута напряженным внутренним развитием... В отличие от темы рассказа, тема любви представляет собой волнообразно восходящую линию с последующим длительным нисхождением. Оттенок горестной печали в мелодии страстного характера придает этой теме особое настроение. Чувство стремится вылиться в широком мелодическом разливе, но сдерживается скорбью. Теплый, трепетный тембр скрипок, ведущих мелодию любви, подходит к искреннему излиянию чувств исповеди Франчески:
Любовь — владыка всех, кто любит,
Так сильно счастьем увлекла меня,
Что до сих пор она волнует сердце.

...Масштабы развития лирической темы, выявляющего ее многогранные выразительные стороны, выделяют среднюю часть «Франчески» как значительный шаг Цайковского в создании нового лирико-трагедийного симфонического стиля. Туманина Н.

«Франческа да Римини» — произведение необыкновенно блестящее, инструментованное с поразительным искусством. Ослепительная игра оркестровых красок, неистощимо богатых и беспрерывно сменяющихся, с начала до конца держит слушателя как бы под действием какой-то галлюцинации. Для читающего партитуру наслаждение наблюдать, как все замыслы автора осуществляются, как ни один задуманный им эффект не пропадает, как пышная инструментальная роскошь уживается в нем с мудрой экономией, с тонко рассчитанной градацией... Не прибегая к опошленным средствам и умея придавать нечто своеобразное даже приемам, уже бывшим в употреблении, Чайковский и ритмом, и гармонией, и оркестровкой достиг потрясающего изображения «атмосферы» знаменитого второго круга дантова яда. Он сумел выдержать мрачный и безотрадный тон, не прибегая к излишествам и не нарушая чувства изящного...

Ларош Г.

Первый квартет

Первым произведением Чайковского, написанным в 1871 году, был струнный квартет ре мажор в четырех частях. (...)

...К 90-м годам Первый квартет по количеству исполнений и распространенности занял одно из первых мест среди сочинений Чайковского. Причина общей любви к этому произведению таилась в замечательном слиянии оригинальности образного содержания и новаторства музыкального языка с простотой выражения. В Первом квартете лирическим центром является знаменитое Анданте кантабиле, составляющее его сердцевину. Оно наиболее полно выражает основное настроение всего сочинения в целом, в музыке квартета отразилось жизнерадостное восприятие молодым Чайковским окружающего мира, образов природы, народного быта и других явлений жизни. (...)

...Первый квартет — чисто русское произведение и не только потому, что в нем разработана русская народная песня, но и потому, что в нем Чайковский овладел мастерством квартетного письма, не подражая западноевропейским образцам. В то же время он поднялся высоко как над чисто бытовым, так и над этнографическим выражением русского национального начала.

...Захватывающая сила мелодического гения Чайковского полно проявилась в Первом квартете.

Туманина Н.

...Сила впечатления, идущая от мелоса Чайковского, объясняется столько же искренностью творчества, сколько и преобладанием в этом мелосе эмоционально-близких и вызывающих душевное сочувствие, глубоко вкоренившихся в воспитавшей композитора среде интонаций.

Асафьев Б.

В Анданте сопоставляются два лирических образа — русская народная песня, развернутая в крайних частях формы, и «ноктюрн», соло первой скрипки с аккомпанементом других инструментов — в средней части. Сопоставление этих двух образов усиливает глубину лирического чувства, которым насыщена музыка. (...)

Целомудренная простота гармонии и формы выдвигает на первый план богатое мелодическое содержание Анданте и его полифоническую фактуру; это придает особое очарование и прелесть музыке. Мелодия первого раздела — народная песня «Сидел Ваня на диване» — была записана Чайковским летом 1869 года в Каменке от плотника, уроженца Калужской губернии; он работал в комнате, соседней с той, где композитор оркестровал оперу «Ундина». Эту песню Чайковский в своей записи поместил в сборник обработок народных песен для фортепиано в четыре руки.

Чайковский не дал программного истолкования Анданте кантабиле, не говорил и не писал ничего о его содержании. Можно предположить, что в этой музыке отразилось восприятие художником окружающего мира в тесной связи с личными, интимными чувствами. Сочетание это составляет особую, неповторимую красоту популярнейшего произведения Чайковского.

Анданте кантабиле вызвало слезы потрясенного Льва Толстого...

Туманина Н.

«Может быть, никогда в жизни я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Толстой, слушая Анданте моего квартета и сидя рядом со мной, залился слезами».

Из дневника. 1886 г.

Чайковский П.

«Сколько я не договорил с вами! Даже ничего не сказал из того, что хотел. И некогда было. Я наслаждался. И это мое последнее пребывание в Москве останется для меня одним из лучших воспоминаний. Я никогда не получал такой дорогой для меня награды за мои литературные труды, как этот чудный вечер. ...Вещи ваши еще не смотрел, но, когда примусь, буду — нужно ли вам или не нужно — писать свое суждение, и смело, потому что я полюбил ваш талант».

Из письма Л. Н. Толстого П. И. Чайковскому. Написано после посещения концерта, устроенного в 1876 году Н. Рубинштейном специально для писателя. Исполнялись камерные и вокальные произведения Чайковского.

Чайковский П.

«Как я рад, что вечер в Консерватории оставил в Вас хорошее воспоминание! Наши квартетисты в этот вечер играли как н и- когда... Вы один из тех писателей, которые заставляют любить не только свои сочинения, но и самих себя. Видно было, что, играя так удивительно хорошо, они старались для очень любимого и дорогого человека. Что касается меня, то я не могу сказать Вам, до чего я был счастлив и горд, видя, что моя музыка могла Вас тронуть и увлечь!.. Что касается меня, то я попросил бы Вас подарить мне «Казаки», если не теперь, то в другой раз, когда опять побываете в Москве, чего я буду ожидать с величайшим нетерпением».

Из письма Л. Н. Толстому. 24 декабря 1876 г.

Чайковский П.

...Благодаря своему лирическому содержанию Анданте кантабиле затмевает другие части квартета. А между тем финал Первого квартета может быть причислен к великолепным новаторским достижениям Чайковского в начале 70-х годов. Органичное сочетание лиризма и народно-бытового начала, общего и индивидуального, веселого и грустного, делает финал одной из интереснейших частей цикла.

Туманина Н.

Музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка»

...Весной 1873 года Чайковский сочинил музыку к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка». Это было новое творческое содружество Чайковского с крупнейшим современным драматургом... Поэтический сюжет народных сказок о Снегурочке давно уже привлекал Островского. Он видел в нем возможность широко использовать в пьесе народные источники... По инициативе Островского дирекция обратилась к Чайковскому с просьбой написать музыку к спектаклю...

А. Н. Островский был очень доволен сотрудничеством с Чайковским и восхищался его музыкой к «Снегурочке». «Музыка Чайковского к «Снегурочке» очаровательна»,— писал он 21 апреля 1873 года. «С какой-то особенной душевной теплотой,— вспоминал М. М. Ипполитов-Иванов,— Александр Николаевич говорил о музыке Чайковского к «Снегурочке», которая, очевидно, сильно мешала ему восхищаться «Снегурочкой» Римского-Корсакова».

Туманина Н.

««Снегурочка» не из первых моих сочинений. Она была написана по заказу дирекции театров и по просьбе Островского в 1873 году весной и тогда же была дана. Это одно из любимых моих детищ. Весна стояла чудная; у меня на душе было хорошо, как и всегда при приближении лета и трехмесячной свободы. Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели без всякого усилия написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное весеннее настроение, которым я был тогда проникнут».

Из письма к Н. Ф. фон Мекк. Ноябрь 1874 г.

Чайковский П.

Чайковский с удивительным чутьем даже в «песенных цитатах» обобщал основные принципы русской демократической городской лирики, особенно ее плавную «распевность».

Асафьев Б.

В «Снегурочке» он «не стал архаизировать и стилизовать свой музыкальный язык, а, опираясь на Глинку и Даргомыжского в их бытово-наивных задушевных интонациях, сумел придать черты реальности всем сказочным персонажам «Снегурочки»«.

Асафьев Б.

Первый концерт для фортепиано с оркестром

«Я всей душой погряз в сочинение фортепианного концерта; дело подвигается, но очень плохо».

Из письма 26 ноября 1874 г.

Чайковский П.

Сочинение было закончено в двадцатых числах декабря; на автографе переложения концерта для двух фортепьяно стоит авторская дата «21 декабря 1874 года». Партитура концерта закончена 9 февраля 1875 года. Свой Первый концерт П. И. Чайковский посвятил известному пианисту Гансу фон Бюлову. Этот выдающийся музыкант был страстным поклонником творчества Чайковского и стал первым исполнителем Концерта, столь прославленного впоследствии. Бюлов сыграл Концерт 25 октября 1875 года в Бостоне в Musik hall'e. Оркестром управлял дирижер Бенджамин Джонсон Ланг.

Туманина Н.

Бюлов до крайности был польщен посвящением Концерта... Пианист говорит о Концерте как о «совершеннейшем» из всех известных ему творений Петра Ильича. «По идеям это, пишет он, так оригинально без вычурности, так благородно, так мощно, так интересно в подробностях, которые своим обилием не вредят ясности и единству общего смысла. По форме это столь зрело, так полно «стиля», в том смысле, что намерение и выполнение во всем гармонически сливаются. Я бы утомился перечислением всех качеств вашего произведения, качеств, которые заставляют меня поздравить одинаково сочинителя и всех тех, кто будет наслаждаться этим произведением...»

Чайковский М.

...В Москве 21 ноября того же года солистом выступил девятнадцатилетний С. И. Танеев, который исполнил Концерт с замечательным совершенством; дирижировал Н. Г. Рубинштейн... Н. Г. Рубинштейн, строго встретивший Концерт при первом знакомстве, как и другие музыкальные критики, скоро «прозрел» удивительную красоту и глубину Концерта и начиная с 1878 года стал исполнять его в Москве и Петербурге, а на показе русской музыки в Париже в 1879 году произвел исполнением Концерта настоящую сенсацию...

Первый концерт — это целая эпоха в русской фортепианной музыке; по своему значению он превышает все написанное до него; он послужил краеугольным камнем в развитии последующего русского фортепианного творчества... Концерт сыграл важную роль и в творческой эволюции Чайковского. В нем очень ясно выступает симфоническая природа, и в этом Чайковский в какой-то мере продолжил дело Бетховена, также трактовавшего концерт как особого рода симфонию...

...В развертывании музыкально-драматической концепции Концерта участвуют солирующий инструмент и оркестр. Чайковский придает очень большое значение оркестру, который играет определенную роль в драматургии: ему поручено развитие образов общего характера, связанных с впечатлениями быта или природы, личное же лирическое начало выражено, главным образом, в партии фортепиано. Но взаимодействие этих двух сил никогда не ослабляет ни ту, ни другую сторону.

Туманина Н.

(2 стр. Продолжение следует...)