Иозеф Гайдн

(1732-1809)
Иозеф Гайдн

Австрийский композитор, которого считают отцом симфонии и квартета, основателем классической инструментальной музыки и родоначальником современного оркестра.

Будущий великий композитор родился 31 марта 1732 г. в деревне Рорау (хорватское название Третник) вблизи венгерской границы. Семья Гайдна была славянского (хорватского) происхождения. Матиас, отец композитора, был каретным мастером, а мать — урожденная Анна Мария Коллер — кухаркой.

Унаследовав от отца любовь к музыке, маленький Йозеф с малых лет обратил на себя внимание музыкантов. У мальчика был прекрасный слух, чувство ритма, звонкий богатый голос, и его пение приводило слушателей в восторг.

Музыкальное образование Гайдн получал сначала у сельского учителя, а затем в капелле при кафедральном (главном) соборе св. Стефана в Вене, где с восьмилетнего возраста пел в хоре мальчиков и изучал игру на музыкальных инструментах.

Служба в хоре была для мальчика очень хорошей школой. Способности Йозефа быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Надо полагать, что служба в хоре не была таким уж простым и легким делом. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. Если учесть, что были еще каждодневные выступления в самой церкви и репетиции, то станет понятно, что певчие работали с большой нагрузкой.

Йозеф провел в капелле девять лет. От природы он был понятливым, легко воспринимал новые знания и достиг значительных успехов в игре на скрипке и клавикордах. Правда, попытки сочинять музыку не встречали понимания кантора, и он ничего не сделал для того, чтобы преподать мальчику основы композиции.

К семнадцати годам у Гайдна началась юношеская мутация голоса, и он утратил способность петь своим серебристым звонким дискантом. Его немедленно уволили из хора. Началась другая жизнь, самостоятельная и свободная, но без уверенности в завтрашнем дне, полная лишений, а главное — непрерывного и упорного труда.

В автобиографии Гайдн пишет: «Когда я, наконец, потерял свой голос, мне пришлось целых восемь лет едва перебиваться обучением юношества».

Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых произведений. Понемногу удалось найти кое-какую работу, позволявшую не умереть с голода. Но все эти заработки были случайными. Юноша понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Он начал изучать теоретические труды.

Счастливой оказалась встреча с актером Иоганном Йозефом Курцем. Курц был в то время весьма популярен в Вене как талантливый комик и автор нескольких театральных фарсовых пьес. Познакомившись с Гайдном, он сразу оценил его талант. Возникла идея сочинить музыку к написанному Курцем либретто комической оперы «Кривой бес». Гайдн сделал это и даже, как отмечает современник, получил гонорар: «Гайдн получил за работу 25 дукатов и считал себя очень богатым». А вот его музыка, к сожалению, не дошла до нас. Известно лишь, что «Кривой бес» исполнялся зимой 1751/52 г. в театре у Каринтских ворот и имел успех.

Смелый дебют неизвестного композитора на театральной сцене в 1751 г. принес молодому Гайдну популярность. Одновременно посыпались и весьма суровые отзывы сторонников прежних музыкальных традиций. Это была первая встреча композитора с упреками, которые в дальнейшем сопровождали появление каждой новой работы, начиная с симфоний и кончая мессами. Ревнители «возвышенного» обвиняли Гайдна в «шутовстве» и «легкомыслии».

Гайдн уже был готов вступить на самостоятельный композиторский путь, оставив за спиной свою творческую юность, когда он встретился с Никола Антонио Порпорой, итальянским композитором и капельмейстером, представителем неаполитанской школы, занятия с которым помогли молодому человеку почувствовать уверенность в своих силах. Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна, делал замечания, показывал, как можно выйти из того или иного затруднительного в смысле композиции положения. Чтобы не остаться в долгу, Гайдн исправно трудился: был аккомпаниатором на уроках пения Порпоры и выполнял его мелкие поручения.

Гайдн ютился на холодном чердаке. Здесь, под крышей, у него стоял старый разбитый инструмент — клавикорды. Наигрывая на нем, он изучал произведения прославленных композиторов. Шум улицы достигал его холодного жилища, часто слышались песни. Иногда он специально выходил из дому и бродил ночью по улицам, чтобы услышать их. Вена — город интернациональный, и на ее улицах и площадях звучали самые разные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Душа молодого композитора жадно впитывала их, и поэтому многие его произведения пронизаны этими веселыми, жизнерадостными мелодиями.

Материальное положение Гайдна стало понемногу крепнуть, жизненные позиции прояснялись. Великое творческое дарование уже принесло свои первые значительные плоды — в жизни и творчестве Гайдна назревал перелом.

Этот перелом обозначили два важных события. Примерно в 1750 г. Гайдн написал маленькую мессу фа мажор, в которой выказал не только талантливое усвоение тогдашних приемов данного жанра, но и очевидную склонность к сочинению «веселой» церковной музыки. Вторым важным обстоятельством стало появление первого струнного квартета, сочиненного композитором в 1755 г.

Непосредственным толчком к этому послужило знакомство с Карлом Фюрнбергом, помещиком и любителем музыки. Благодаря его вниманию и материальной поддержке Гайдн написал сначала ряд струнных трио, затем первый струнный квартет, за которым вскоре последовало около двух десятков других, а в 1756 г. — концерт до мажор. Вскоре меценат позаботился об еще большем упрочении материального положения Гайдна. Он рекомендовал композитора венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. Зиму Морцин проводил в Вене, а летом жил в своем имении Лукавец около Плзеня. На службе у Морцина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн получал даровое помещение, питание и жалованье.

Хотя эта служба и оказалась кратковременной (1759—1760), она предоставила Гайдну свободное время, чтобы он смог сделать дальнейшие шаги в композиции. В результате в 1759 г. Гайдн написал первую симфонию, а в несколько последующих лет — еще четыре.

Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки и родоначальником современного оркестра. Как в области струнного квартета, так и в области симфонии Гайдну предстояло определить и кристаллизовать жанры новой музыкальной эпохи: сочиняя квартеты, создавая симфонии, он проявил себя смелым, решительным новатором.

26 ноября 1760 г. Гайдн вступил в брак. Жениху было 28 лет, невесте — Марии Анне Алоизии Аполлонии Келлер — 32. Свадьбе предшествовали обстоятельства довольно странного характера. Во время пребывания на службе у графа Морцина Гайдн влюбился в младшую дочь своего приятеля, венского парикмахера Иоганна Петера Келлера, Терезу и всерьез собирался соединиться с ней узами брака. Однако оставшиеся неизвестными причины помешали этому. Девушка покинула родительский дом, а ее отец не нашел ничего лучшего, чем сказать: «Гайдн, теперь вы должны жениться на моей старшей дочери».

Так он и сделал. Почему — нам неизвестно, но, так или иначе, жена его вскоре проявила себя женщиной чрезвычайно ограниченной, глупой и сварливой. Она абсолютно не понимала и не ценила великого дарования своего мужа. Однажды в старости Гайдн с горечью сказал: «Ей было все равно, кто ее муж — сапожник или артист». Мария Анна была очень расточительной и требовательной женой. Кроме того, она безжалостно истребила несколько рукописей Гайдна, употребляя их на папильотки и подкладки под паштеты.

Женившись, Гайдн нарушил условия службы у графа Морцина — тот принимал в свою капеллу только холостых. Правда, композитору не пришлось долго скрывать перемену в своей личной жизни: финансовое потрясение заставило графа Морцина отказаться от музыкальных удовольствий, распустить капеллу, и Гайдн был уволен по причине общего расстройства дел. Он опять остался без постоянного заработка.

Однако в этот самый момент Гайдн получает выгодное предложение от еще более могущественного покровителя искусств — богатейшего и весьма влиятельного венгерского магната — князя Пала Антала Эстерхази. Когда-то он обратил внимание на Гайдна в замке Морцина и по достоинству оценил его талант.

В его замке в пригороде Вены, в небольшом венгерском городке Эйзенштадте, а в летнее время — в загородном дворце «Эстерхаза», Гайдн провел тридцать лет. Он занимал должность капельмейстера, то есть должен быть не только дирижировать оркестром и певцами, но и осуществлять общее руководство музыкальным хозяйством князя. По требованию князя Гайдн должен был также сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения. Случалось, капризный князь приказывал написать новое сочинение к следующему дню! Гайдна выручали талант и необычайное трудолюбие. Он работал без устали, одна за другой появлялись оперы и симфонии, среди которых «Медведь», «Детская», «Школьный учитель». Кроме того, управляя оркестром, он имел возможность экспериментировать в различных музыкальных и музыкально-театральных жанрах, мог немедленно прослушать написанное в исполнении капеллы, выбросить то, что недостаточно хорошо звучало, и оставить особенно удачное. Именно на службе у князя Эстерхази Гайдн создал большинство своих опер, квартетов и симфоний.

В симфониях, которых Гайдн сочинил ровным счетом 104, композитор не ставил перед собой задач придерживаться ясно выраженного сюжета. Чаще всего он опирался на отдельные ассоциации и изобразительные зарисовки. Э. Т. А. Гофман писал:
«В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби — одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам — вечерняя заря, горящая над горою и над рощею».

Музыка Гайдна неизменно вызывала восхищение многочисленных гостей Эстерхази, и с годами имя композитора стало широко известно не только в Австрии, но и за ее пределами — в Англии, Франции, России. Шесть симфоний, прозвучавших в 1786 г. в Париже, получили название «Парижских». Но сам Гайдн не имел права без согласия князя ни поехать куда-либо за пределы княжеского поместья, ни опубликовать свои произведения или просто подарить их. Князь не любил отлучек своего капельмейстера. Гайдн вместе с другими слугами обязан был в определенное время ожидать его распоряжений в передней. В такие моменты композитор особенно остро чувствовал свою зависимость. «Капельмейстер я или капельдинер?» — с горечью восклицал он в письмах к друзьям. Сколько радости доставлял ему редкий случай ненадолго вырваться в Вену, встретиться с друзьями, с любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. С особым удовольствием Моцарт исполнял квартеты, написанные Гайдном. В этом жанре великий композитор считал себя учеником Гайдна...

26 марта 1779 г. в капеллу Эстерхази были приняты супруги Польцелли: Антонио, немолодой скрипач, и его жена — девятнадцатилетняя певица Луиджа, весьма привлекательная мавританка из Неаполя. Луиджа жила с мужем несчастливо. Измученный обществом сварливой и вздорной жены, Гайдн влюбился в Луиджу. Эта страсть нашла ответ и продлилась, постепенно слабея и тускнея, до старости композитора. По-видимому, в отношении Луиджи к композитору проявлялось больше корысти, чем искренности. Во всяком случае, она неуклонно блюла свой материальный интерес.

По слухам, младший сын Луиджи Антонио был сыном Гайдна. Но любимцем композитора стал старший сын Луиджи, Пьетро. Гайдн по-отечески заботился о нем и принимал деятельное участие в его обучении и воспитании.

Старый князь Эстерхази умер в 1791 г., когда Гайдну было около шестидесяти лет. Наследник князя, не питавший особой любви к музыке, распустил капеллу. Но и ему было лестно, чтобы композитор, ставший известным, числился его капельмейстером. Поэтому молодой Эстерхази назначил Гайдну пенсию, достаточную для того, чтобы музыкант, в конце концов, мог почувствовать себя независимым.

Гайдн был счастлив — наконец-то он свободен! Как раз в это время поступило предложение поехать с концертами в Англию. Гайдн согласился. У него началась новая, совершенно необычная жизнь — путешествия, встречи, знакомства, поклонники... Концерты, в которых он дирижировал оркестром, исполняющим его произведения, проходили с триумфальным успехом. Это было первое широкое признание его музыки. Университет в городе Оксфорде избрал его своим почетным членом.

В 1794—1795 гг. Гайдн снова едет в Англию, к этому времени уже написаны его знаменитые двенадцать «Лондонских симфоний». Его талант достиг наивысшего расцвета: глубже и выразительнее зазвучала музыка, серьезнее стало содержание, богаче и разнообразнее краски оркестра.

В последние годы на Гайдна произвели сильнейшее впечатление оратории немецкого композитора Генделя, его старшего современника. Влияние музыки Генделя было так велико, что Гайдн тоже создал две оратории — «Сотворение мира» (1798 г., по поэме Мильтона «Потерянный рай») и «Времена года» (1800 г., по поэме Томсона).

Сюжет «Сотворения мира» чрезвычайно прост и наивен. Две первые части оратории повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя часть — о райской жизни Адама и Евы до грехопадения.

Оратория «Сотворение мира» имела при жизни композитора огромный успех и приумножила его славу. Естественно, прозвучали и критические голоса. Наглядная образность музыки Гайдна шокировала философов и эстетиков, настроенных на «возвышенный» лад.

Вот как восторженно писал по поводу «Сотворения мира» выдающийся русский композитор и музыковед А. Н. Серов:
«Что за гигантское создание — эта оратория! Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, — это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки, и притом какая энергия, какая простота, какая простодушная грация! — это решительно выше всякого сравнения».

Текст оратории «Времена года», как и текст «Сотворения мира», был написан ван Свитеном. «Времена года» следует признать еще более значительным произведением Гайдна, чем «Сотворение мира». Это целая энциклопедия картин природы и патриархальной крестьянской морали Гайдна, славящей труд, любовь к природе, прелести деревенской жизни и чистоту наивных душ. Она удивительно многообразна и глубоко человечна не только по содержанию, но и по форме.

Создание «Времен года» далось дряхлеющему Гайдну нелегко. Громадная сложная партитура стоила ему многих волнений и бессонных ночей.

Несомненно, «Лондонские симфонии» и оратории явились вершиной творчества Гайдна. Силы его иссякли, и после завершения этого титанического труда Гайдн уже почти ничего не написал. Последние годы композитор провел в маленьком домике на окраине Вены. Уединенное жилище посещали почитатели таланта композитора. Конечно, беседы касались прошлого. Гайдн любил вспоминать свою молодость — тяжелую, трудовую, но полную смелых, настойчивых поисков.

Умер композитор в 1809 г. Он был похоронен в Вене, но впоследствии останки перенесли в Эйзенштадт — в любимый им город, где он провел так много плодотворных лет своей жизни.


Скачать бесплатно классическую музыку
Гайдна