Кристоф Виллибальд Глюк

(1713-1787)
Кристоф Виллибальд Глюк

Немецкий композитор, вошедший в историю музыки как основоположник нового оперного стиля. Облик его и характер правдиво описаны в новелле Э. Т. А. Гофмана «Кавалер Глюк».

Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк, один из замечательнейших представителей века Просвещения, художник, отразивший идеологию «третьего сословия», упорно и последовательно реформировал оперное искусство. Глюк «вырвал» оперу из-под власти придворной эстетики, придал ей величие идей, психологическую правдивость, глубину и силу страстей.

Глюк родился 2 июля 1714 г. в австрийском городке Эрасбах (Верхний Пфальц). Детство прошло в частых переездах: отец служил лесничим то в одном, то в другом дворянском угодье. В 1717 г. семья обосновалась в Чехии. Здесь Глюк провел детские и юношеские годы и сформировался как музыкант. По окончании иезуитской коллегии в Комотау в 1731 г. он поступил в Пражский университет, чтобы изучать философию. Его музыкальным наставником в эти годы был Богу- слав Черногорский.

Ко времени первого приезда в Вену (1736) Глюк уже был разносторонним музыкантом — певцом, виолончелистом, скрипачем, клавесинистом, органистом и композитором. Благодаря этому он становится Домашним музыкантом во дворце князей Лобковиц в Вене. Первое пребывание Глюка в Вене оказалось непродолжительным: на одном из вечеров в салоне князей Лобковиц с молодым музыкантом познакомился итальянский аристократ и меценат А. М. Мельци. Очарованный искусством Глюка, он пригласил его в свою домашнюю капеллу в Милане, и в 1737 г. Глюк вступил в свою новую должность в доме Мельци.

За четыре года, прожитые в Италии, молодой музыкант сблизился с крупнейшим миланским композитором и органистом Джованни Баттиста Саммартини. Глюк стал его учеником, а позднее — близким другом. Наставничество итальянского маэстро помогло ему завершить музыкальное образование. Однако оперным композитором он стал главным образом благодаря своему врожденному инстинкту музыкального драматурга и дару острой наблюдательности.

Ему шел двадцать восьмой год — возраст, в котором другие композиторы XVIII в. успевали достигнуть всеевропейской известности, — когда 26 декабря 1741 г. придворный театр «Реджио-Дукаль» в Милане открыл новый сезон оперой «Артаксеркс». Автором ее был никому дотоле не известный Кристоф Виллибальд Глюк. Для своей первой оперы Глюк избрал текст знаменитого либреттиста Пьетро Метастазио, вдохновлявшего своей поэзией многих композиторов XVIII в.

Премьера «Артаксеркса» прошла со значительным успехом, и слава Глюка начала быстро расти. На будущий год миланский театр снова хотел открыть свой зимний сезон его оперой, и Глюк сочиняет музыку на либретто Пьетро Метастазио «Демофонт». Эта опера имела в Милане столь большой успех, что вскоре была поставлена также в Реджио и Болонье. Затем одна за другой в городах Северной Италии ставятся новые оперы Глюка: «Тигран» — в Кремоне, «Софонисба» и «Ипполит» — в Милане, «Гипермнестра» — в Венеции, «Пор» — в Турине.

Сопровождая своего прежнего патрона князя Ф. Ф. Лобковица, в ноябре 1745 г. Глюк приезжает в Лондон, где ему предлагают продемонстрировать свое искусство. За неимением времени композитор подготовил пастиччо, то есть скомпоновал оперу из ранее сочиненной музыки. Состоявшаяся в 1746 г. премьера двух таких его опер — «Падение гигантов» и «Артамен» — была встречена холодно и прошла без особого успеха. Зато Глюк услышал здесь оратории Генделя, которые произвели на него глубокое впечатление своим величественным, героическим стилем.

Вернувшись в Вену, Глюк получил заказ на оперу для придворного театра. Весной 1748 г. обставленная с пышным великолепием премьера «Узнанной Семирамиды» принесла композитору подлинно большой успех, ставший началом его многочисленных триумфов при венском дворе.

Следующей оперой Глюка стала «Аэцио» — ее для исполнения на карнавальных торжествах 1750 г. в Праге заказал для своей труппы Дж. Б. Локателли. Пражскую постановку «Аэцио» сопровождала удача, принесшая Глюку новый оперный контракт с труппой Локателли.

Казалось, что отныне композитор все более тесно связывает свою судьбу с Прагой. Однако в это время произошло событие, резко изменившее его прежний образ жизни: 15 сентября 1750 г. он вступил в брак с Марианной Пергин — дочерью богатого венского купца. Глюк познакомился с ней еще в 1748 г., когда работал в Вене над «Узнанной Семирамидой». Между тридцатичетырехлетним Глюком и шестнадцатилетней девушкой возникло искреннее глубокое чувство. Унаследованное Марианной от отца солидное состояние сделало Глюка материально независимым и позволило ему всецело посвятить себя творчеству. Окончательно обосновавшись в Вене, он покидает ее лишь для присутствия на многочисленных премьерах своих опер в других городах Европы. Во всех поездках композитора неизменно сопровождает супруга, окружавшая его вниманием и заботой.

Летом 1752 г. Глюк получает новый заказ — на этот раз от директора знаменитого театра «Сан-Карло» в Неаполе, одного из лучших в Италии, — и пишет на либретто Пьетро Метастазио оперу «Милосердие Тита», принесшую ему большой успех.

После триумфального исполнения «Тита» в Неаполе Глюк возвращается в Вену общепризнанным мастером итальянской оперы-сериа (опера-сериа — буквально «серьезная опера», то есть опера на героический или мифологический сюжет). Его творчеством заинтересовался принц Йозеф фон Хильдбургхаузен — фельдмаршал и музыкальный меценат. Фельдмаршал пригласил Глюка возглавить в качестве «концертмейстера» музыкальные «академии», еженедельно проводившиеся при его дворце, и скоро под руководством Глюка эти концерты стали одним из наиболее интересных событий музыкальной жизни Вены. Выдающиеся вокалисты и инструменталисты считали честью для себя выступить здесь.

В 1756 г. Глюк отправился в Рим для выполнения заказа знаменитого театра Арджентина: ему предстояло написать музыку к либретто все того же Пьетро Метастазио «Антигона». В то время выступление перед римской публикой для любого оперного композитора было серьезнейшим испытанием.

К счастью, «Антигона» имела в Риме очень большой успех, и Глюку был пожалован орден «Золотой шпоры» — древний по своему происхождению знак поощрения выдающихся представителей науки и искусства.

Маститый композитор был уже далеко не молод. Любимец публики, награжденный Почетным орденом, пятидесятилетний маэстро был автором множества опер, написанных в сугубо традиционном декоративном стиле, столь свойственном середине XVIII в., когда искусство певцов-виртуозов достигло своей вершины, а связь музыки с драмой, свойственная античности, была безнадежно утрачена. Казалось, композитор, всю жизнь работавший в этом русле, никоим образом не сможет уже открыть в музыке новые горизонты... Если мысль Глюка и не спала, то она в силу каких-то причин долгое время не имела возможности отразиться на характере его изящного, аристократически холодного творчества.

И вот на рубеже 1760-х годов в его произведениях появились отступления от условного оперного стиля. Сначала в опере «Оправданная невинность» (1755) намечается отход от принципов, господствовавших в итальянской опере-сериа: непременно возвышенный, трагический сюжет, герои — цари или полководцы. За ней следует балет «Дон Жуан» на сюжет Мольера (1761) — еще один предвестник оперной реформы.

Это не было случайностью. Композитор отличался удивительной восприимчивостью к новейшим веяниям современности, готовностью к творческой переработке самых разнообразных художественных впечатлений.

Стоило ему в молодые годы услышать в Лондоне только что созданные и еще не известные в континентальной Европе оратории Генделя, как их возвышенный героический пафос и монументальная «фресковая» композиция стали органическим элементом его собственных драматических концепций. Наряду с влияниями пышной «барочной» генделевской музыки Глюк перенял из музыкальной жизни Лондона покоряющую простоту и кажущуюся наивность английских народных баллад.

Достаточно было его новому либреттисту и соавтору оперной реформы Р. Кальцабиджи обратить внимание Глюка на французскую лирическую трагедию, как он мгновенно заинтересовался ее театрально-поэтическими достоинствами. Появление при венском дворе французской комической оперы также отразилось на образах его будущих музыкальных драм: они спустились с ходульной высоты, культивировавшейся в опере-сериа под влиянием «эталонных» либретто Метастазио, и сблизились с реальными персонажами народного театра. Передовая литературная молодежь, задумавшаяся над судьбами современной драмы, без труда вовлекла Глюка в круг своих творческих интересов, заставивших его критически взглянуть на устоявшиеся условности оперного театра. Подобных примеров, говорящих о тонкой творческой восприимчивости Глюка к новейшим течениям современности, можно было бы привести много. Глюк понял, что основными в опере должны стать музыка, развитие сюжета и театральное действо, а вовсе не артистичное пение, подчиненное единому шаблону.

Первым произведением, в котором Глюк осуществил новые идеи, стала опера «Орфей и Эвридика».

Именно ее премьера в Вене 5 октября 1762 г. положила начало оперной реформе. Глюк написал речитатив так, чтобы на первом месте был смысл слов; партия оркестра подчинялась общему настроению сцены, а поющие статичные фигуры начали, наконец, играть, проявили артистические качества, и пение объединилось бы с действием. Техника пения существенно упростилась, но зато стала естественнее и гораздо привлекательнее для слушателей. Увертюра в опере также способствовала введению в атмосферу и настроение последующего действия. К тому же Глюк превратил хор в непосредственную составную часть течения драмы. Разгадка чудесной неповторимости «Орфея и Эвридики» прячется в ее «итальянской» музыкальности. Драматургическая структура основывается здесь на законченных музыкальных номерах, которые подобно ариям итальянской школы пленяют своей мелодической красотой и завершенностью.

Через пять лет после «Орфея и Эвридики» Глюк завершает «Альцесту» (либретто Р. Кальцабиджи по трагедням Еврипида). Это драма величественных и сильных страстей. Гражданская тема здесь проводится последовательно через конфликт между общественной необходимостью и личными переживаниями. Драматургия концентрируется вокруг двух эмоциональных состояний — «страха и скорби» (Руссо).

В 1774 г. Глюк переезжает в Париж. Здесь в атмосфере предреволюционного подъема его оперная реформа получила завершение. Под бесспорным влиянием французской театральной культуры родилась новая опера «Ифигения в Авлиде» (по Расину). Это первая из трех опер, созданных композитором для Парижа. «Это «Ифигения» Расина, переделанная в оперу», — говорили о первой французской опере Глюка сами парижане.

В следующей опере «Армида», написанной в 1779 г. (либретто Ф. Кино), Глюк, по его собственному выражению, «старался быть... скорее поэтом, живописцем, чем музыкантом». Обращаясь к либретто прославленной оперы Люлли, он хотел возродить приемы французской придворной оперы на основе новейшего, развитого музыкального языка, новых принципов оркестровой выразительности и достижений его собственной реформаторской драматургии. Героическое начало в «Армиде» переплетается с фантастическими картинами.

«Я с ужасом жду, как бы не вздумали сравнивать «Армиду» и «Альцесту», — писал Глюк, — ...одна должна вызывать слезу, а другая давать чувственные переживания».

И, наконец, удивительнейшая «Ифигения в Тавриде», сочиненная в том же 1779 г. (по Еврипиду)! Конфликт между чувством и долгом выражен в ней в психологическом плане. Картины душевного смятения, страданий образуют центральный момент оперы.

Эти пять оперных шедевров, столь родственных между собой и вместе с тем столь непохожих, образуют новый стиль в музыкальной драматургии XVIII в., вошедший в историю под названием оперной реформы Глюка.

В величественных трагедиях, раскрывающих глубину человеческих переживаний и поднимающих гражданственные проблемы, родилось новое представление о музыкально-прекрасном. В старой придворной опере Франции «предпочитали... остроумие чувству, галантность страстям, а изящество и колорит стихосложения патетичности, требуемой... ситуацией». В глюковской драме высокие страсти и острые драматические столкновения разрушили идеальную упорядоченность и утрированное изящество придворного оперного стиля.

Каждое отступление от ожидаемого и привычного, каждое нарушение стандартизированной красоты Глюк аргументировал глубоким анализом движений человеческой души. В подобных эпизодах и рождались те смелые музыкальные приемы, которые предвосхитили искусство «психологического» XIX века. Неслучайно в эпоху, когда композиторы «строгали» оперы десятками и сотнями, Глюк на протяжении четверти века создал всего пять реформаторских шедевров. Но каждый из них неповторим по своему драматургическому облику, каждый сверкает индивидуальными музыкальными находками.

Прогрессивные усилия Глюка внедрялись в практику не просто. В историю оперного искусства даже вошло такое понятие, как война пиччинистов — сторонников старых оперных традиций — и глюкистов, которые в новом оперном стиле, наоборот, видели осуществление своей давнишней мечты о подлинной музыкальной драме, тяготеющей к античности.

Приверженцев старого, «пуристов и эстетов» (как заклеймил их Глюк), отталкивало в его музыке «отсутствие утонченности и благородства». Они упрекали его в «потере вкуса», указывали на «варварский и экстравагантный» характер его искусства, на «крики физической боли», «конвульсивные рыдания», «вопли горести и отчаяния», которые вытеснили прелесть плавной, уравновешенной мелодии.

Сегодня эти упреки представляются смешными и безосновательными. Судя о новаторстве Глюка с исторической отстраненностью, можно убедиться в том, что он удивительно бережно сохранял те художественные приемы, которые вырабатывались в оперном театре на протяжении предшествующего полуторавекового периода и образовали «золотой фонд» его выразительных средств. В музыкальном языке Глюка очевидна преемственная связь с выразительной и ласкающей слух мелодичностью итальянской оперы, с изящным «балетным» инструментальным стилем французской лирической трагедии. Однако «истинная цель музыки», на его взгляд, состояла в том, чтобы «дать поэзии больше новой выразительной силы». Стремясь с максимальной полнотой и правдивостью воплотить в музыкальных звуках драматическую идею либретто (а поэтические тексты Кальцабиджи были насыщены подлинным драматизмом), композитор настойчиво отвергал все противоречившие этому декоративные и трафаретные приемы. «Не на месте примененная красота не только теряет большую часть своего эффекта, но и вредит, сбивая с пути слушателя, который не находится уже в расположении, нужном для того, чтобы с интересом следить за драматическим развитием», — говорил Глюк.

Новые выразительные приемы композитора и в самом деле разрушали условную типизированную «красивость» старого стиля, но зато максимально расширяли драматические возможности музыки. Именно у Глюка в вокальных партиях появились речевые, декламационные интонации, противоречившие «сладостной» плавной мелодичности старой оперы, но правдиво отражающие жизнь сценического образа. Навсегда исчезли из его опер замкнутые статичные номера стиля «концерта в костюмах», разделенные сухими речитативами. Их место заняла новая композиция крупного плана, построенная по сценам, способствующая сквозному музыкальному развитию и подчеркивающая музыкально-драматические кульминации. Оркестровая партия, обреченная в итальянской опере на жалкую роль, стала участвовать в развитии образа, и в глюковских оркестровых партитурах раскрылись неведомые дотоле драматические возможности инструментальных звучаний.

В оперной и инструментальной музыке разных стран Европы внедрялись эстетические идеалы, драматургические принципы, формы музыкального выражения, разработанные Глюком. Вне глюковской реформы не созрело бы не только оперное, но и камерно-симфоническое творчество позднего Моцарта, а в известной степени и ораториальное искусство позднего Гайдна. Между Глюком и Бетховеном преемственность так естественна, так очевидна, что кажется, будто музыкант старшего поколения завещал великому симфонисту продолжить начатое им дело...

В 1779 г. Глюк возвратился в Вену, где и провел последние годы жизни. Он скончался 15 ноября 1787 г. и был похоронен на одном из окрестных кладбищ. Впоследствии прах великого композитора был торжественно перенесен на центральное городское кладбище, где покоятся выдающиеся представители музыкальной культуры Вены.


Скачать бесплатно классическую музыку
Глюка