Клод Дебюсси

(1862-1918)
Клод Дебюсси

Французский композитор, перенесший импрессионизм в музыку. Дебюсси оказал огромное влияние на музыку XX столетия.

Клод-Ашиль Дебюсси был старшим сыном в мелкобуржуазном семействе в Сен-Жермен-ан-Лайн (Ивлин). Школу он не посещал, обучала его мать. Крестные родители (хотя можно предположить, что это были все же его кровные родители) поощряли музыкальный талант мальчика: Дебюсси брал уроки фортепиано и в 1872 году поступил в Парижскую консерваторию.

1887: Встреча с импрессионизмом. Вначале Дебюсси обучался фортепианной игре, однако в 1879 году был вынужден отказаться от карьеры солиста, так как его успехи не соответствовали консерваторским требованиям.

В 1884 году за кантату «L'enfant prodigue» он получил Римскую премию.

В 1888—1890 годах Дебюсси ездил на Байрейтские фестивали, однако вскоре отошел от увлечения музыкой Рихарда Вагнера. Мощное влияние стали оказывать на него другие виды искусства: Дебюсси вошел в контакт с кружком символистов, объединявшихся вокруг поэта Стефана Малларме, которые отвергали реализм и целесообразность, изображая вместо этого настроения, впечатления и атмосферу по ту сторону постижимой реальности. В не меньшей мере пленяла Дебюсси импрессионистская живопись, которая стремилась передать настроение. Кроме того, Дебюсси познакомился с творчеством современных французских композиторов (в том числе Габриэлем Форе), интересовался дальневосточной культурой (например, яванской музыкой), а также творчеством русского композитора Модеста Мусоргского, в особенности его оперой «Борис Годунов».

1890—1902: Настроение, атмосфера, цвет. В 90-е годы Дебюсси вместе со своей любовницей Габриель Дюпон вел в Париже, что называется, богемную жизнь. Его музыка этого времени обретает собственный оригинальный стиль, нашедший выражение в оркестровой пьесе «Прелюдия: Послеполуденный отдых фавна» (1894), первом импрессионистическом оркестровом произведении. На создание этого сочинения Дебюсси был вдохновлен стихотворением Малларме, которое он, впрочем, вовсе не использовал как программное в классическом смысле. Напротив, возникает чувственное ощущение теплого легкого послеполуденного времени, когда обезумевший от любви фавн преследует прекрасных водяных нимф. Еще ощутимей перенос импрессионизма в музыку в трех ноктюрнах (1897— 1899), обозначенных самим Дебюсси как искусство «изучения цвета», когда он пытался передать разнообразные цветовые оттенки и трансформации. При этом он использовал мажоро-минорную систему. Последовательность аккордов не во всем следовала законам учения о гармонии, сочетались аккорды, более влекомые общностью настроения.

В 1899 году Дебюсси женился на Розалии Тескье, однако в 1904 году расстался с ней и стал жить вместе с замужней Эммой Мойзе-Бардак (женитьба после развода последней в 1908; один ребенок). Пик первого творческого периода — завершенная в 1902 году опера «Пеллеас и Мелизанда» по драме Мориса Метерлинка. Слава, которую принесла Дебюсси эта опера (хотя не обошлось и без нападок), дала возможность жить, впредь не заботясь о материальных проблемах.

1902—1913: Звуковая живопись. Следующий творческий период композитора отмечен звукоживописью, сближающейся с программной музыкой,— например в его завершенной в 1905 году оркестровой поэме «Море», создающей настроение с помощью образов ветра и моря. Далее в это время был создан фортепианный цикл «Детский уголок» (1908), а также оркестровые «Образы» (1912) с трехчастной сюитой «Иберия», написанной в 1908 году. В этом музыкальном путешествии по Испании можно услышать такие характерные для нее инструменты, как пастушеская свирель и кастаньеты.

В 1909—1914 годах Дебюсси предпринял большую концертную поездку по Европе, дирижируя собственными произведениями, однако работе мешало развивавшееся заболевание — рак кишечника.

С 1912: Классицизм. В поздних сочинениях Дебюсси, написанных под влиянием музыки Игоря Стравинского, обнаруживаются классические черты. Мелодическая детализация уступает место более масштабной целостности; ритмическая форма, бывшая у Дебюсси долгое время размытой, приобретает все более отчетливые контуры.

В 1911 году была написана пьеса-мистерия «Страдания Святого Себастьяна» по Габриэлю д'Аннунцио, а годом позднее — балет «Игры», впервые поставленный в 1913 году Русским балетом Сергея Дягилева.

В 1913 году вышли в свет три песни на стихи Малларме, а два года спустя — сонаты для виолончели и фортепиано, а также для флейты, арфы и виолы. После того, как в 1915 году операция по удалению раковой опухоли не дала результата, Дебюсси уже не находил сил для творчества. «Музыка совершенно покинула меня», — жаловался он в одном из писем в октябре 1917 года. Полгода спустя он умер в Париже в возрасте 55 лет.


Скачать бесплатно классическую музыку
Дебюсси